Полиция больше не отвечает за авиационную безопасность

В январе 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 491-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части обеспечения авиационной безопасности».

Данный Закон был принят в развитие положений Федерального закона от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности», которым, в том числе, из Федерального закона «О полиции» была исключена норма об участии полиции в обеспечении авиационной безопасности, а в Федеральный закон «О транспортной безопасности» включена норма, определяющая, что полиция на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О полиции».

Согласно новой редакции ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) органы внутренних дел больше не участвуют в обеспечении авиационной безопасности, осуществляя на объектах воздушного транспорта свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О полиции».

Законом из ст. 84 ВК РФ исключено положение, предусматривавшее участие полиции в проведении предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа, а также органы внутренних дел исключены из числа органов, уполномоченных в области осуществления контроля за обеспечением авиационной безопасности.

Из ст. 85 ВК РФ, регламентирующей порядок проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров, багажа, ручной клади, членов экипажа, авиационного персонала, бортовых запасов, грузов и почты, Законом исключены ссылки на Федеральный закон «О полиции». Новая редакция статьи предусматривает, что досмотр проводится исключительно службами авиационной безопасности аэропорта в соответствии с ВК РФ, а также международными договорами Российской Федерации – при выполнении международных полетов. Органы внутренних дел больше не участвуют и в согласовании правил проведения предполетного и послеполетного досмотра, которые теперь принимаются единолично федеральным исполнительным органом, уполномоченным в области транспорта.

Закон не исключает проведение досмотра органами внутренних дел при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности, однако он демонстрирует последовательное утверждение политики переложения ответственности за обеспечение авиационной безопасности с государственных органов на частных лиц – операторов аэропортов и аэродромов, перевозчиков. За государством сохраняются лишь надзорные функции. Такая политика может привести к снижению уровня авиационной безопасности. В документах ИКАО прямо указано на необходимость создания государственного органа, ответственного за авиационную безопасность в государственном масштабе, и на то, что частные лица могут осуществлять ряд полномочий по обеспечению авиационной безопасности лишь на условиях «внешнего подряда».

Представляется, что в целях недопущения возможных негативных последствий для авиационной безопасности наряду с принятием Закона необходимо установить на нормативном уровне особые требования к субъектам транспортной инфраструктуры и наделить их статусом и полномочиями государственных органов (должностных лиц).

См. также: Суд признал требование об оснащении службы авиационной безопасности авиакомпании оружием неисполнимым.