Состоялась 13-я Аэронавигационная конференция ИКАО

9 – 19 октября 2018 г. в Монреале (Канада) состоялась 13-я Аэронавигационная конференция Международной организации гражданской авиации (ИКАО) (Thirteenth Air Navigation Conference) на тему: «От разработки к внедрению» (“From Development to Implementation”).

Открыл Конференцию Президент Совета ИКАО д-р Олумуива Бенард Алиу. С приветственным словом на первом пленарном заседании выступили Генеральный секретарь ИКАО д-р Фан Лю и Председатель Аэронавигационной комиссии капитан Клод Херли.

Основная работа Конференции была проведена в рамках двух Комитетов – А и B. Повестка дня Конференции включала следующие вопросы:
Комитет А
•    Глобальная стратегия в области аэронавигации;
•    Содействие развитию глобальной аэронавигационной системы;
•    Повышение эффективности глобальной аэронавигационной системы;
•    Создание глобальной аэронавигационной системы и роль региональных групп планирования и осуществления проектов (PIRG);
•    Возникающие проблемы;
Комитет B
•    Организационные вопросы в области безопасности полетов;
•    Эксплуатационные риски для безопасности полетов;
•    Проблемы, возникающие в области безопасности полетов.

В ходе Конференции Комитеты обсудили и приняли к сведению информационные документы, представленные Секретариатом, государствами-членами ИКАО, в том числе: Австрией, Индонезией, Канадой, Китаем, Новой Зеландией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Российской Федерацией, Республикой Корея, Саудовской Аравией, Сингапуром, США, Южно-африканской Республикой, Японией, – а также международными организациями: Всемирной метеорологической организацией (ВМО), Межгосударственным авиационным комитетом (МАК), Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА), Международным советом аэропортов (МСА) и др.

В рамках первого пункта Повестки дня – Глобальная стратегия в области аэронавигации – были рассмотрены следующие вопросы:
•    Концепция и обзор шестого издания Глобального аэронавигационного плана (ГАНП);
•    Повышение эффективности и измерение показателей аэронавигационной деятельности на основе блочной модернизации авиационной системы (ASBU) и системы ключевых компонентов (BBB);
•    Дорожные карты в области аэронавигации;
•    Экономические модели в области аэронавигации.

Комитет согласился с предложенной многоуровневой структурой шестого издания ГАНП (Документ ИКАО Doc 9750, ГАНП), предусматривающего осуществление планирования на глобальном стратегическом, глобальном техническом, региональном и национальном уровнях. Комитет согласился с тем, что глобальный стратегический уровень ГАНП должен предусматривать стратегические руководящие принципы, а глобальный технический уровень –представлять собой концептуальную дорожную карту, содержащую дополнительные детали.

Комитет согласился включить в будущие версии ГАНП новые концепции аэронавигации, такие как: беспилотные авиационные системы (БАС); организация движения БАС (UTM); глобальная система оповещения о бедствии и обеспечения безопасности полетов воздушных судов (GADSS); большие данные и глобальная авиационная Интернет-сеть; а также сотрудничество между гражданскими и военными органами.

В рамках глобального технического уровня Комитет рассмотрел две концепции: блочной модернизации авиационной системы (ASBU) и системы ключевых компонентов (BBB). Комитет признал, что управление информацией является главным инструментом внедрения будущей аэронавигационной системы.

Комитет подчеркнул важность укрепления взаимосвязи между ГАНП и Глобальным планом обеспечения безопасности полетов (Doc 10004, ГПБП).

В рамках второго пункта Повестки дня – Содействие развитию глобальной аэронавигационной системы – были рассмотрены следующие вопросы:
•    Эксплуатация и пропускная способность аэродромов;
•    Комплексная стратегия в области CNS и спектра;
•    Предоставление аэронавигационного метеорологического обслуживания в будущем.

Комитет рассмотрел ряд вопросов и предложений, связанных с решением проблемы загруженности аэропортов. Комитет согласился с тем, что государствам требуется дополнительная поддержка со стороны ИКАО в решении проблемы повышения пропускной способности и эффективности аэропортов.

Комитет обсудил вопросы, связанные с переходом от традиционной сегрегированной инфраструктуры связи, навигации и наблюдения (CNS), основанной на технологиях, к основанной на характеристиках многопрофильной интегрированной системе CNS, объединяющей материальную инфраструктуру и службы CNS. Было отмечено, что эту задачу следует решать путем налаживания под эгидой ИКАО глобального сотрудничества с государствами и региональными программами модернизации. Комитет также поддержал обеспокоенность авиационной отрасли постоянно растущим давлением со стороны неавиационных пользователей спектра частот, добивающихся совместного использования авиационных полос частот, и согласился с призывом к государствам активно участвовать в процессе регулирования использования спектра для обеспечения защиты критически важных для безопасности полетов систем CNS.

Комитет принял к сведению новые инициативы в области авиационной метеорологии, связанные со службой информирования о космической погоде; предоставлением информации об опасных метеорологических условиях на маршруте с акцентом на метеорологические явления, а не на текущую практику, ограничивающую информацию отдельными районами полетной информации (РПИ); разработкой механизма возмещения расходов; воздействием изменения климата на авиацию. Комитет согласился с тем, что ИКАО следует продолжать разработку положений по авиационной метеорологии в ГАНП и уделять особое внимание оказанию помощи государствам в реализации новых инициатив.

В рамках третьего пункта Повестки дня – Повышение эффективности глобальной аэронавигационной системы – были рассмотрены следующие вопросы:
•    Общесистемное управление информацией (SWIM);
•    Информация о полете и потоках движения в совместно используемом воздушном пространстве (FF-ICE) и операции, основанные на траектории полета (TBO);
•    Организация потоков воздушного движения (ATFM);
•    Координация деятельности гражданских и военных органов;
•    Прочие вопросы организации воздушного движения (ОрВД).

Комитет рассмотрел перечень мероприятий, которые необходимо провести в целях повышения эффективности и безопасности авиационной системы для создания т.н. «бесшовной» системы. Комитет рекомендовал рассмотреть концепцию глобальной основы SWIM как части ГАНП и блочной модернизации авиационной системы (ASBU).

Комитет также рассмотрел информацию об осуществляемой и запланированной ИКАО деятельности по разработке глобальной концепции эволюционной трансформации в области операций, основанных на траектории (TBO). Комитет подчеркнул необходимость повышения уровня автоматизации, учитывающей роль человеческого фактора. При этом Комитет признал, что различия в уровнях прогресса в деле реализации ключевых элементов TBO сохранятся, что приведет к полетам в смешанном режиме в течение длительного периода времени.

Комитет подчеркнул важность обмена информацией между пользователями воздушным пространством и наземными заинтересованными сторонами для обеспечения ТВО.

Была также отмечена возможность потенциального снижения объема сотрудничества гражданских и военных органов в силу проводимой модернизации аэронавигационной системы в рамках концепций TBO и SWIM. Важнейшей задачей военных органов в этой связи было признано заблаговременное составление планов эволюции их парков воздушных судов, оборудования или систем управления. Комитет подчеркнул, что военные полномочные органы являются ключевыми партнерами гражданской авиации, и ИКАО следует играть важнейшую роль в сотрудничестве с военным сообществом на глобальном и региональном уровнях.

Необходимо отметить выступление Российской Федерации, которая не поддержала рабочий документ WP/245, представленный Украиной, в части прекращения публикации аэронавигационной информации, касающейся района полетной информации (РПИ) «Симферополь».

На сегодняшний день взаимодействие между диспетчерскими органами РФ и Украины при обслуживании воздушного движения в РПИ «Симферополь» полностью отсутствует, и на протяжении длительного времени диспетчерское обслуживание полетов гражданских воздушных судов в РПИ «Симферополь» осуществляется одновременно несколькими диспетчерскими органами. Параллельно с районным диспетчерским центром «Симферополь» работают диспетчерские центры Одессы и Днепропетровска, что создает угрозу для безопасности международной гражданской авиации в этом районе. РФ рекомендовала ИКАО поручить Целевой группе по Черному морю выработать предложения по внесению необходимых изменений в Европейский аэронавигационный план.

В рамках четвертого пункта Повестки дня – Создание глобальной аэронавигационной системы и роль региональных групп планирования и осуществления проектов (PIRG) – были рассмотрены следующие вопросы:
•    Экономические выгоды, обеспечиваемые авиацией;
•    Внедрение BBB и минимальных стандартов обслуживания;
•    Внедрение ASBU для повышения эффективности;
•    Реализация процессов и процедур поиска и спасания (SAR).

Комитет подчеркнул важность реинвестирования ресурсов, генерируемых авиацией, в модернизацию аэронавигационной системы для обеспечения ее устойчивого развития.

Ввиду того, что к 2030 г. ожидается двукратное увеличение объема воздушного движения, Комитет признал важность авиации общего назначения в качестве начального этапа развития и базовой подготовки как для полетов авиации общего назначения, так и для коммерческих полетов.

Комитет, отметив наличие серьезных недостатков в проведении поисково-спасательных операций в различных частях мира, согласился с важностью совершенствования служб SAR.

В рамках пятого пункта Повестки дня – Возникающие проблемы – были рассмотрены следующие вопросы:
•    Производство полетов выше эшелона полета 600;
•    Производство полетов ниже 1000 футов;
•    Дистанционно пилотируемая авиационная система (ДПАС);
•    Киберустойчивость;
•    Другие возникающие проблемы, влияющие на глобальную аэро-навигационную систему, включая беспилотные авиационные системы (дроны) и сверхзвуковые и коммерческие космические полеты.

Комитет принял к сведению предложение об использовании термина «производство полетов в верхнем воздушном пространстве» применительно к полетам выше эшелона 600. Была отмечена необходимость рассмотрения термина «верхнее» на всех официальных языках ИКАО. Комитет также указал, что государствам, имеющим опыт полетов в верхнем воздушном пространстве, следует рекомендовать представить ИКАО проект инструктивного материала для его окончательной доработки и опубликования в качестве официального документа ИКАО.

Комитет изучил возможности и проблемы осуществления новых видов авиационной деятельности на очень малых высотах – 1000 футов над уровнем земной поверхности и ниже. Это полеты небольших беспилотных воздушных судов (БПВС, или «дроны»), а также «летающих такси». Комитет выразил поддержку деятельности ИКАО по разработке и внедрению технических и нормативных решений в области полетов беспилотных авиационных систем (БАС), не охватываемых рамками международных правил полетов по приборам (ППП). Комитет также выразил поддержку деятельности ИКАО по выработке нормативной базы для интеграции дистанционно пилотируемых воздушных судов (ДПВС) в несегрегированное воздушное пространство и на аэродромах.

Комитет признал важность создания согласованной в глобальном масштабе структуры доверия в целях успешного управления киберустойчивостью в условиях растущей взаимосвязанности авиационных систем. Было отмечено, что обеспечение киберустойчивости является комплексной задачей и что авиационные системы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми с точки зрения обмена цифровыми данными и информацией.

Комитет также принял к сведению информацию о развитии секторов коммерческих космических перевозок и сверхзвуковых транспортных перевозок. Комитет признал, что развитие этих секторов может в перспективе повлиять на нынешних пользователей воздушного пространства. Комитет согласился с тем, что новые цифровые технологии могу быть полезными для глобальной аэронавигационной системы, и признал необходимость совершенствования процессов разработки стандартов таким образом, чтобы они «шли в ногу» с развитием технологий.

В рамках пункта 6 Повестки дня – Организационные вопросы в области безопасности полетов – были рассмотрены следующие вопросы:
•    Стратегический план;
•    Концепция и обзор ГПБП, издание 2020–2022 гг.;
•    Организация мониторинга эффективности обеспечения безопасности полетов; цели, задачи и показатели в издании ГПБП 2020–2022 гг.;
•    Глобальная система контроля за обеспечением безопасности полетов (GASOS);
•    Реализация принципов управления безопасностью полетов;
•    Государственные программы по безопасности полетов (ГосПБП);
•    Системы управления безопасностью полетов;
•    Сбор и обработка информации о безопасности полетов;
•    Мониторинг и контроль;
•    Эволюция механизма непрерывного мониторинга (МНМ) в рамках Универсальной программы проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов (УППКБП);
•    Поддержка и онлайн-платформа МНМ УППКБП (OLF).

Комитет рассмотрел и одобрил проект третьего пересмотренного издания Глобального плана обеспечения безопасности полетов (ГПБП, Документ ИКАО Doc 10004), в котором изложена комплексная стратегия ИКАО обеспечения безопасности полетов. ГПБП призван служить ориентиром для выполнения региональных и национальных планов обеспечения безопасности полетов, а также «дорожной картой» для оказания авиационному сообществу помощи в достижении целей ГПБП.

Комитет рассмотрел представленное Секретариатом описание новой глобальной системы контроля за обеспечением безопасности полетов (GASOS), которая предусматривает делегирование государствами определенных функций по контролю за обеспечением безопасности полетов соответствующим региональным организациям (RSOO). Комитет выразил обеспокоенность коммерциализацией контроля за безопасностью полетов, подчеркнув, что не следует привлекать частные и коммерческие организации, и согласился с необходимостью ограничения масштабов программы GASOS государствами, RSOO и Программой совместной разработки мероприятий по обеспечению безопасности полетов и поддержанию летной годности в процессе эксплуатации (COSCAP).

В Комитет была представлена информация о некоторых важных инициативах ИКАО, включая запуск веб-сайта по внедрению системы управления безопасностью полетов (SMI), который дополняет четвертое издание Руководства по управлению безопасностью полетов (РУБП) (Документ ИКАО Doc 9859), и проведение четырех региональных симпозиумов и практикумов по управлению безопасностью полетов.

Комитет также рассмотрел информацию о деятельности ИКАО по непрерывному мониторингу в рамках Универсальной программы проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов (УППКБП), в частности по обеспечению эволюции механизма непрерывного мониторинга (МНМ) УППКБП с учетом потребностей государств и ИКАО.

В рамках пункта 7 Повестки дня – Эксплуатационные риски для безопасности полетов – были рассмотрены следующие вопросы:
•    Содействие принятию решений, основанных на полученных данных, для подготовки информации о безопасности полетов в целях управления рисками в области безопасности полетов;
•    Эксплуатационные риски в области безопасности полетов на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также роль RSOO и RASG в достижении целей ГПБП;
•    Другие вопросы реализации.

Комитет рассмотрел представленную Секретариатом информацию об аналитических средствах, разработанных или предложенных ИКАО для оказания содействия процессу принятия решений, основанных на данных, и помощи заинтересованным сторонам в выявлении факторов риска для безопасности полетов и управления этими факторами, и рекомендовал государствам использовать указанные средства при обеспечении безопасности полетов и аэронавигации.

Комитет изучил представленный Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) документ AN-Conf/13-WP/158, посвященный важности усиления и признания роли RSOO. Комитет признал, что на региональном и глобальном уровнях RSOO имеют ключевое значение для оказания поддержки государствам в решения стоящих перед ними проблем в области обеспечения безопасности полетов.

Комитет проанализировал представленную Секретариатом информацию о глобальных и региональных стратегиях реализации, направленных на усовершенствование процесса внедрения положений ИКАО в области аэронавигации и безопасности полетов, а также на синхронизацию имеющихся у государств национальных механизмов планирования с региональными и глобальными планами (Глобальным аэронавигационным планом (ГАНП) и Глобальным планом обеспечения безопасности полетов (ГПБП)). Комитет согласился с тем, что указанные стратегии должны быть увязаны не только с ГАНП и ГПБП, но и включать Глобальный план обеспечения авиационной безопасности (ГПАБ), а также с тем, что к процессу разработки стратегий следует привлекать RSOO.

В рамках пункта 8 Повестки дня – Проблемы, возникающие в области безопасности полетов, – были рассмотрены следующие вопросы:
•    Меры по проактивному решению возникающих проблем;
•    Проблемы, возникающие в области безопасности полетов.

Комитет отметил, что ИКАО необходимо информировать государства об инструктивном материале по выявлению и решению проблем, возникающих в области безопасности полетов, и что региональным организациям, включая RSOO, следует принимать активное участие в процессе решения проблем в области безопасности полетов. Была также отмечена необходимость пересмотра терминологии, используемой для описания возникающих проблем в области безопасности полетов, в рамках пересмотра издания ГПБП 2020–2022 гг.

По итогам работы Конференции состоялось заключительное пленарное заседание.

См. подробнее о 13-й Аэронавигационной конференции ИКАО.