Апелляционный орган ВТО признал субсидии, предоставляемые США корпорации Boeing, неправомерными и ущемляющими интересы ЕС

28 марта 2019 г. Апелляционный орган Всемирной торговой организации (ВТО) представил доклад по итогам рассмотрения спора между Европейским союзом (ЕС) и США о «мерах, затрагивающих торговлю крупными гражданскими воздушными судами» (“United States – Measures Affecting Trade in Large Civil Aircraft - Second Complaint”). Апелляционный орган поддержал позицию ЕС, инициировавшего разбирательство и утверждавшего, что поддержка, предоставляемая Правительством США корпорации Boeing, неправомерна и приводит к причинению ущерба Airbus.

Завершившееся 28 марта разбирательство стало вторым апелляционным рассмотрением в рамках ВТО спора, история которого началась еще в 2004 г. Тогда Европейские Сообщества заявили о предоставлении США поддержки Boeing в нарушение обязательного для всех государств-членов ВТО Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г., «Соглашение СКМ»). ЕС счел неправомерными, в частности, следующие меры:
•    осуществление платежей;
•    предоставление доступа к государственному оборудованию и техническим средствам;
•    предоставление персонала;
•    передача интеллектуальных прав;
•    возмещение затрат на проведение независимых исследований по договорам, заключенным Boeing с Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Министерством обороны США и Министерством торговли США;
•    различные налоговые льготы – федеральные, на уровне штатов и местные;
•    инфраструктурные меры.

Панель арбитров, рассматривавшая спор в 2006 г., установила, что некоторые налоговые льготы, предоставляемые Boeing на основании законодательства США, являются экспортными субсидиями, которые запрещены в соответствии со статьями 3.1(a) и 3.2 Соглашения СКМ. Также, по мнению арбитров, предоставление отдельных субсидий существенным образом нарушило интересы Европейских Сообществ согласно статьям 5(c) и 6.3(b) – (c) Соглашения.

Апелляционный орган, окончательный доклад которого был представлен 23 марта 2012 г., смягчил выводы Панели арбитров. Было установлено, что предоставление Boeing некоторых из оспариваемых льгот не является нарушением Соглашения СКМ и интересов ЕС.

23 сентября 2012 г. США уведомили Орган по разрешению споров ВТО (ОРС) о мерах, принятых для отмены субсидий, имеющих неблагоприятные последствия для интересов ЕС, либо для устранения этих неблагоприятных последствий. По мнению США, они полностью исполнили рекомендации и предписания Апелляционного органа. Однако 25 сентября 2012 г. ЕС запросил у США консультации, пояснив, что предпринятые меры по сути не отменяют субсидии и не устраняют их неблагоприятные последствия, как предусмотрено статьями 4.7 и 7.8 Соглашения СКМ. ЕС констатировал, что США не исполнили постановление Апелляционного органа, и 11 октября 2012 г. инициировал создание Третейской группы в соответствии, в том числе, со статьей 21.5 Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г., «Соглашение ДРС»).

Третейская группа была создана 30 октября 2012 г., а 9 июня 2017 г. был представлен ее доклад о результатах рассмотрения спора. Согласно изложенным в докладе выводам, ЕС не представил достаточные доказательства того, что меры поддержки Boeing являются экспортными субсидиями, запрещенными статьями 3.1 и 3.2 Соглашения СКМ. В то же время, Третейская группа признала, что субсидирование Boeing ущемляет интересы ЕС по смыслу статей 5(с) и 6.3(a) – (c) указанного Соглашения, а также установила, что США не исполнили обязательство по устранению неблагоприятных последствий своих неправомерных действий.

29 июня 2017 г. ЕС уведомил ОРС о намерении обжаловать выводы Третейской группы. По мнению ЕС, Группа неправильно истолковала и применила положения Соглашения СКМ, а также нарушила положения статьи 11 Соглашения ДРС, не полностью исследовав представленные ЕС доказательства.

Апелляционный орган поддержал бо́льшую часть доводов ЕС. В частности, было установлено, что:
•    осуществление платежей и предоставление доступа к государственному оборудованию и техническим средствам, а также предоставление персонала действительно является предоставлением Boeing преимущества согласно ст. 1.1(b) Соглашения СКМ;
•    налоговые льготы, направленные на поддержку экспорта (“Foreign Sales Corporation/Extraterritorial Income Tax concessions”), являются субсидией по смыслу ст. 1.1(a)(1)(ii) Соглашения СКМ;
•    субсидии, предоставленные в форме дополнительных корпоративных налоговых кредитов на основании Закона штата Южная Каролина о налоге на прибыль, а также в форме облигаций экономического развития (“economic development bonds”), выпущенных штатом Южная Каролина, являются «специфическими субсидиями» согласно статье 2.2 Соглашения СКМ.

Апелляционный орган указал, что предоставление Boeing данных субсидий имеет неблагоприятные последствия для ЕС, главным образом в форме потерь в продажах у компании Airbus.

Все доводы США в обоснование правомерности субсидий были отклонены. В докладе Апелляционный орган рекомендовал ОРС направить США запрос о приведении мер, признанных Третейской группой и Апелляционным органом нарушающими Соглашение СКМ, в соответствие с указанным Соглашением.

Ранее в рамках ВТО рассматривались и другие споры между ЕС и США об оказании неправомерной поддержки компаниям авиастроительной отрасли.

В 2014 г. ЕС инициировал разбирательство о предоставлении Boeing ряда налоговых льгот на основании принятого в 2013 г. штатом Вашингтон законодательства (“United States — Conditional Tax Incentives for Large Civil Aircraft”). ЕС выявил семь различных льгот, таких как установление для предприятий аэрокосмической отрасли пониженных налоговых ставок, предоставление налоговых кредитов и полное освобождение от уплаты ряда налогов. Указанные льготы ЕС квалифицировал как «специфические субсидии» по смыслу статей 1 и 2 Соглашения СКМ, а также субсидии, направленные на поддержку импортозамещения и запрещенные в соответствии со статьями 3.1(b) и 3.2 Соглашения СКМ.

Спор был рассмотрен Панелью арбитров и Апелляционным органом. Отклонив большинство доводов ЕС, арбитры все же пришли к заключению, что одна из налоговых льгот подпадает под запрет, установленный статьей 3.1(b) Соглашения СКМ. Однако Апелляционный орган отменил данный вывод, признав все оспариваемые ЕС льготы правомерными. Окончательный доклад был представлен 4 сентября 2017 г.

В 2004 – 2018 г.г. на рассмотрении ВТО находился инициированный США спор о субсидировании ЕС компаний Airbus в ущерб интересам Boeing (“European Communities and Certain member States – Measures Affecting Trade in Large Civil Aircraft”). США сочли неправомерными следующие меры поддержки Airbus:
•    финансирование проектирования и разработки воздушных судов (“launch aid”);
•    предоставление Airbus льготных займов Европейским инвестиционным банком;
•    инфраструктурные меры;
•    меры финансовой реструктуризации Airbus (списание задолженностей, финансовые вливания, предоставление грантов);
•    возмещение затрат на проведение исследований.

Рассмотрение спора, осуществлявшееся Панелью арбитров и Апелляционным органом, завершилось 15 мая 2018 г.

Апелляционный орган указал, что, вопреки утверждениям США, меры поддержки Airbus не являются фактическими экспортными субсидиями по смыслу ст. 3.1(а) Соглашения СКМ. При этом Апелляционный орган согласился с тем, что некоторые из названных мер представляют собой «специфические субсидии», серьезно ущемляющие интересы США (ст. 5(с) Соглашения СКМ). В то же время, США, по мнению Апелляционного органа, не представили достаточные доказательства причинения субсидированием Airbus ущерба национальному авиастроению или создания угрозы причинения такого ущерба (ст. 5(а) Соглашения СКМ). Также было указано, что срок действия части оспариваемых субсидий истек к дате, установленной для исполнения ЕС предписаний Панели арбитров (1 декабря 2011 г.), и поэтому на момент рассмотрения спора Апелляционным органом неблагоприятные последствия данных субсидий для США отсутствовали.

См. подробнее: United States – Measures Affecting Trade in Large Civil Aircraft – Second Complaint;
United States — Conditional Tax Incentives for Large Civil Aircraft;
European Communities and Certain member States – Measures Affecting Trade in Large Civil Aircraft.