Вступил в силу Пекинский протокол 2010 г.

1 января 2018 г. вступил в силу Протокол, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Пекин, 10 сентября 2010 г., «Пекинский протокол 2010 г.»).

28 ноября 2017 г. Республика Уганда сдала на хранение документ о ратификации Пекинского протокола 2010 г., став двадцать вторым государством, присоединившимся к данному документу. Согласно п. 1 ст. XXIII Пекинского протокола 2010 г., он вступает в силу в первый день второго месяца после даты сдачи на хранение депозитарию двадцать второго документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении – то есть, 1 января 2018 г.

Текст Пекинского протокола 2010 г. был принят вместе с текстом Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации («Пекинская Конвенция 2010 г.») на Дипломатической конференции по авиационной безопасности, проходившей под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО) с 30 августа по 10 сентября 2010 г. в Пекине. В мероприятии участвовало 71 государство, включая Российскую Федерацию. Республика Уганда одновременно присоединилась и к Пекинской конвенции 2010 г., однако для вступления данного документа в силу требуется присоединение к нему еще одного государства (согласно п. 1 ст. 22).

«Пекинские договоренности» 2010 г. расширяют сферу действия Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г., «Гаагская конвенция 1970 г.»), Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г., «Монреальская конвенция 1971 г.») и Протокола о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (Монреаль, 24 февраля 1988 г., «Монреальский протокол 1988 г.»), с учетом «новых и возникающих угроз гражданской авиации», которые заключаются, в том числе, в использовании достижений технического прогресса при совершении преступлений на воздушном транспорте.

Пекинским протоколом 2010 г. изменено определение понятия «незаконный захват воздушного судна», которое предусматривает теперь, что нарушитель не обязательно должен находиться на борту воздушного судна, а также введены дополнительные основания установления государствами юрисдикции в отношении данного деяния для случаев совершения преступлений дистанционно с территории другого государства.

Особенностью «Пекинских договоренностей» 2010 г. является то, что их положения выходят за рамки регулирования вопросов безопасности воздушного судна в полете и охватывают более широкий круг вопросов обеспечения безопасности объектов воздушного транспорта, находящихся в эксплуатации, а также безопасности лиц и объектов, не связанных с гражданской авиацией, но которым может быть причинен ущерб в результате акта незаконного вмешательства (например, находящихся на земле).

Российская Федерация в настоящий момент не участвует в «Пекинских договоренностях» 2010 г.

См. также: Вступила в силу Пекинская конвенция 2010 г.