Суд квалифицировал неумышленное повреждение самолета при буксировке как преступление

20 января 2017 г. Обской городской суд Новосибирской области вынес обвинительный приговор в отношении авиационного техника, который, как установил суд, нарушил правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта при буксировке самолета в аэропорту «Толмачево» (Новосибирск). Воздушное судно А-320, принадлежащее компании «Аэрофлот», в ходе буксировки столкнулось с тягачом и получило повреждения.

При рассмотрении дела 1-13/2017 суд, руководствуясь:
•    п. 3.38 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утверждённых Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128 («Правила»);
•    п.п. 6.4, 8.3, 13.2–13.7 Инструкции по буксировке воздушных судов на аэродроме Новосибирск, утвержденной Приказом Генерального директора ОАО «Аэропорт Толмачево» («Инструкция»), –
установил, что при буксировке в аэропорту «Толмачево» воздушного судна, готового к вылету по расписанию в Москву, буксировочной бригадой под руководством авиатехника Д.М. Медведева были допущены нарушения правил безопасности буксировки. При перемещении самолета тягачом в сложных метеоусловиях (по поверхности, покрытой снегом и льдом), при нахождении тягача и самолета не на одной оси, Д.М. Медведев дал разрешающую команду к запуску самолетом двигателя № 1. После запуска двигателя самолет начал перемещаться вперед вместе с тягачом, разворачиваясь влево относительно своей оси, а тягач, сцепленный с передней опорой шасси самолета, начал разворачиваться вправо относительно своей оси и сближаться с воздухозаборником работающего двигателя самолета. Авиатехник не подал команду «Стоп», и тягач столкнулся с самолетом и повредил обтекатель воздухозаборника работающего двигателя.

Суд усмотрел в действиях Д.М. Медведева преступную небрежность. Как указано в Приговоре по делу, авиатехник, согласно Инструкции ответственный за обеспечение безопасности буксировки, в нарушение Правил и Инструкции, не предвидел возможность столкновения самолета с тягачом и наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть, не принял мер по предотвращению причинения вреда собственнику самолета.

В связи с тем, что причиненный «Аэрофлоту» материальный ущерб был оценен более, чем в 6,9 млн. рублей, действия авиатехника были квалифицированы по ч. 1 ст. 263 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) – нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение крупного ущерба.

В судебном заседании Д.М. Медведев свою вину признал и поддержал ранее заявленное им ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.

В числе смягчающих ответственность обстоятельств суд указал признание подсудимым вины и раскаянье в содеянном, наличие на иждивении малолетнего ребенка. Также были учтены положительные характеристики подсудимого с места жительства и работы, отсутствие судимостей, отсутствие фактов привлечения к административной ответственности, активное участие в спортивной жизни предприятий по месту работы, неосторожная форма вины при совершении преступления. Наличие отягчающих обстоятельств суд не установил.

Д.М. Медведеву было назначено наказание в виде ограничения свободы в пределах санкции ч. 1 ст. 263 УК РФ, но ближе к минимальному – сроком на 1 год 6 месяцев.

Отметим, что в настоящий момент Министерство транспорта Российской Федерации разрабатывает проект поправок в ч. 1 ст. 263 УК РФ, которыми предлагается исключить крупный ущерб (1 млн. рублей и более) в качестве обязательного признака предусмотренного данной статьей преступления. Инициатива обусловлена тем, что транспортные происшествия, не связанные с причинением вреда жизни и/или здоровью граждан, в основном подпадают под действие УК РФ, поскольку размер причиненного ущерба обычно превышает 1 млн. рублей. Таким образом, каждый работник, занятый в непосредственном управлении транспортным средством потенциально находится под угрозой привлечения к уголовной ответственности за неумышленное нарушение правил движения и эксплуатации транспорта, повлекшее причинение крупного ущерба. В то же время, ответственность перевозчиков, как правило, застрахована.

См. также: Суд взыскал с аэропорта убытки, причиненные авиакомпании в результате повреждения самолета при буксировке.